Микрообучение - курочка по зернышку клюет

Сложившийся веками стереотип: говорим “обучение” - подразумеваем классно-урочную систему (все мы через это прошли)

Однако жизнь эволюционирует и все больший тренд набирает так называемое “микрообучение”

Оказывается, для решения образовательных задач совсем не обязательно запирать ваших учеников в аудиториях на 40 и более минут. Современные технологии позволяют решать образовательные задачи микро-активностями - по 5-7 минут обучения в день (так и происходит у наших клиентов)


NL!A EduAi микрообучение

Микрообучение (microlearning) — совокупность образовательных технологий, обладающих, по крайней мере, тремя характеристиками:

  • короткая продолжительность единиц контента

  • сфокусированность на конкретном результате обучения

  • гранулированность контента

  • мультиформатность и мультиплатформенность

Актуальность и неизбежность микрообучения обуславливаются очевидным трендом - возрастающей борьбой за внимание человека. Объем информации растет по экспоненте, через гаджет человек постоянно включен в глобальное информационное пространство


NL!A EduAi микрообучение

Причины использовать микрообучение:

1. Микрообучение улучшает психологическую вовлеченность в процесс

Ни для кого не секрет, что основной враг обучения - скука. Организация обучения через механику микрообучения - самый короткий путь к погружению обучающегося в состояние потока (не скучно, не сложно; запускается процесс щелканья семечек)

2. Модули размером с “зернышко” используют все преимущества наших естественных приливов и отливов

Для учащихся и, конечно, для нас, невозможно сосредоточиться на задаче в течение длительного периода времени без паузы. Это из-за приливов и отливов нашей энергии.

Обычно через 60-90 минут наша бдительность снижается. В течение этого времени мы, вероятно, отойдем от стола, или посмотрим в окно, или подумаем о чем-то другом - мы, вероятно, сделаем паузу.

Учащиеся оперируют текущими формами активности и отдыха. Вот почему предоставление им модулей электронного обучения укушенного размера, когда они находятся на пике своих энергетических уровней, часто приводит к успешным результатам. Этот формат контента напрямую говорит об их, по-видимому, постоянно уменьшающейся концентрации внимания. Их острые всплески энергии хорошо подходят для нужного количества информации. Они могут легко отсканировать страницу с пунктами быстрой и значимой информации.

Абрина Томпкинс, специалист по обучению, объясняет это более четко: «Физиологически ваши нейроны заинтересованы и бдительны не более 20 минут подряд. По истечении этих 20 минут ваши нейроны перешли от полноценного оповещения к полному коллапсу, и для полного восстановления этих нейронов и возврата к общему состоянию оповещения требуется от двух до трех минут. Если перерыв длится дольше трех минут, вы перенаправляете свое внимание ».

3. Использование мелких (элементарных) единиц знаний позволяет взломать природные ограничения нашей рабочей (оперативной) памяти

Контент размером с кусочек легче усваивается, понимается и запоминается. Фактически, в соответствии с теорией информационных процессов Джорджа Миллера, объем внимания ученика и кратковременная память ограничены обработкой информации кусками. Вот почему приверженцы такой теории предлагают разбивать контент на небольшие, управляемые разделы, а не просто сбрасывать бесконечные цепочки текста. Этот метод делает обучение более управляемым и легче интегрируется в долговременную память. Оказавшись в долговременной памяти, учащиеся могут запомнить это и перенести знания в свои повседневные задачи.

Для лучшей и более сплоченной структуры эксперты предлагают сгруппировать похожий контент, чтобы учащиеся могли сразу увидеть соответствующие моменты и не отвлекаться на нерелевантную информацию. Разделение на части в соответствии с категорией, релевантностью или любой другой переменной облегчает студентам обработку и запоминание информации. Это позволяет им лучше ассоциировать, вспомнить и сосредоточиться на определенной группе информации.

4. Микрообучение может привести к лучшим результатам обучения и бизнес-результатам

Это не только само по себе обучение. Для многих компаний микрообучение также подразумевает получение максимальной выгоды при минимальных затратах. Речь идет о разработке коротких, но актуальных блоков информации, основанных на потребностях учащихся и бизнес-модели.

Этот подход позволяет использовать принцип Парето (или 8020). Это жизненно важные 20%, которые отвечают за 80% ваших положительных результатов электронного обучения. Таким образом, затраты снижаются, а рентабельность инвестиций увеличивается.

5. Микрообучение идеально подходит современным ученикам

Сегодняшние ученики плавают в огромном море информации. Они завалены данными, поступающими с разных устройств, сообщениями из разных приложений чата, потоком социальных статусов.

Поэтому неудивительно, что многие люди находят традиционные курсы электронного обучения подавляющими и неэффективными. Слишком много данных сбрасывается, в дополнение к длинным лекциям, которые они вынуждены посещать. Этот подход, очевидно, мешает современным учащимся сохранять информацию. На самом деле не имеет значения, насколько содержательный и интересный материал, учащимся изучать ваш контент - это только часть игры.

Микрообучение, в отличие от традиционного подхода, направлено на удовлетворение потребностей современных учащихся. Это идеально подходит для их насыщенного информацией образа жизни. Это позволяет им получать доступ к маленьким порциям информации в любое время и в любом месте. Нет больше длинных лекций. И никаких более жестких графиков. Теперь люди могут учиться в свободное время и изучать только то, что им интересно.

Принципы эффективного микрообучения: - Краткость: продолжительность каждой единицы контента (или задачи) определяется ожидаемым результатом обучения и форматом контента (вопрос, задача, видео, презентация, анимация и т.п.) и варьируется в среднем от 1-2 до 5-10 минут - единицы контента гранулированы: самодостаточны, автономны, но представляют часть чего-то большего - при сокращении контента растет роль контекста: истории/ассоциации удерживают внимание и запоминаются - возвратность (рекуррентность) контента - немедленная практическая применимость - холистический подход - контент быстро создаётся, гибкий, заменяемый

Сходные определения микрообучения:

  • Bite-sized learning («порционное» обучение)

  • Nano-learning (нанообучение)

  • Subscription learning (обучение по подписке, абонементное обучение)

  • Capsule learning (капсульное, ампульное обучение)

  • Learning nugget (обучающая крупица)

  • Leaning-on-the-go (обучение «на ходу»)

Примеры микрообучения:

  • ответ на вопрос

  • решение задачи

  • чтение абзаца сообщения

  • микроигра

  • прослушивание аудиофайла или просмотр видеоклипа

  • использование флеш-карт (кратковременная демонстрация карточки с определённой информацией)

  • запоминание слова


NL!A EduAi микрообучение

Для успешного применения важно корректно осознавать концепцию микрообучения. Например, сокращение трехдневной программы до однодневной — не есть микрообучение

Создание образовательного контента в формате микрообучения — это полная переработка содержания учебных материалов, а не просто переложение существующих курсов, созданных в традиционных форматах

Наиболее релевантным является применение микрообучения для линейного менеджмента (аналогия - муштра солдат), но также подходит и для обучения среднего и высшего менеджмента

Как сделать микрообучение максимально эффективным:

  1. Доступ к материалам для освоения через мобильный телефон

  2. Максимальное количество задач (заданий) по изучаемой теме

  3. Моментальная обратная связь обучаемому (на ошибках учатся)

eduai 2 eduquiz 1 бизнес 1 кейс 3 методология 1 обучение 13 основы-финансов 1 практика 3 пример 2 теория 9 финансы 1