Цифровое обучение в компании. Подходы: игра (функциональный) VS мультики (гламурный)

По результатам нашего многолетнего опыта создания, оттачивания и боевого использования нашего образовательного функционала мы уже достаточно трезво умеем оценивать различные идеи и гипотезы клиентов относительно их видения как должно быть организовано цифровое обучение в их компании

Соприкосновение с безумным изобилием современных информационных технологий (как в области дизайна, так и в области функционала) зачастую запускает потоки бурного креатива у сотрудников, включившихся в процесс размышлений о том: как же будет организовано и выглядеть цифровое обучение в их компании

По результатам многолетнего общения с клиентами мы увидели важную стратегическую развилку в потоке размышлений / формирования видения сотрудников - цифровое обучение в компании будет “больше про развлечение” или же про “тренировку”?


NL!A EduAi подход к обучению сотрудников

Как правило, если для сотрудника обучение не является профильной функцией (90%+ случаев), то без долгой рефлексии сотрудник начинает думать об организации будущего цифрового обучения в компании как о “мультике”

“Нам нужно создать сайт / мобильное приложение, которое будет интересным”

Все мы учились - присутствовали на уроках и лекциях и помним… что это не самое увлекательное занятие, будем откровенны. Уверены - такое воспоминание укоренилось в подсознании практически у каждого

Вероятно во многом это и является причиной того, что сотрудники бессознательно начинают проектировать (фантазировать) о будущей цифровой обучающей среде в первую очередь как о развлекательном сервисе

Характерными признаками такого размышления (подхода) являются:

  • желание придумать мультяшные персонажи… вместо подбора конкретных тем для изучения сотрудниками

  • желание прописать диалоги с сотрудником (“Дорогой друг…)… вместо подготовки конкретного цифрового контента, который должен знать сотрудник

  • желание создать максимум анимации на экран; придумать свой собственный интерфейс (“все должно летать, свистеть и ….”) …. вместо детальной (угрюмой) проработки образовательных траекторий для каждой категории сотрудников (кто? что? и в каком порядке должен осваивать; знать?)

Люди начинают размышлять в первую очередь о форме… и это нормально…

Тема ведь новая для сотрудников, для компании

Все понимают, что если будет скучно - учиться (пользоваться сервисом) никто не будет

Мы ведь пытаемся претендовать на внимание сотрудника в его гаджете, а это очень высококонкурентная территория. Станет скучно … в пару кликов сотрудник “убежит” на интересный ему сервис - предпочтет смотреть ютуб, играть в игру, залипать вконтакте, инсте (нужное подчеркнуть)

Но! "Мультики” - ТУПИКОВЫЙ путь размышления о будущем цифровом обучении в компании

Не будем (не можем) раскрывать всех кейсов, с которыми сталкивались в различных компаниях в нашей практике, лишь обозначим очевиднейшие причины будущего “тупика” (фейла):

  1. Даже если человек будет вовлечен в просмотр “мультиков” - это не будет решать задач по обучению сотрудника. Вы можете рассчитывать лишь на 5-7 минут внимания сотрудника в день. Как думаете - много информации (фактов; единиц знания) можно получить за 5-7 минут? А из того что получит - 95% забудет через час. Можете кинуть в нас камнем и назвать ретроградами, НО - тестовая информация усваивается эффективней (человек банально быстрее читает!!! с этим - не поспорить!!!)

  2. Производство “мультиков” (анимация, аудио, “летающие интерфейсы”, индивидуальные сценарии, кастомный функционал “интерактива”) очень дорогое удовольствие. Нижний ценовой порог такого подхода начинается от нескольких миллионов рублей за один курс. Один курс, Карл!!!

  3. И, пожалуй, ключевое - с вероятностью 99,99% сотрудники, начинающие проектировать будущее цифровое обучение компании как “мультики” - не обладают достаточными компетенциями по… созданию этих самых “мультиков” :)))

Если вам не совсем понятна причина #3 (не согласны с ней), то для лучшего понимания нашей мысли лучше проделать следующий простой эксперимент:

  1. сформулируйте какую-либо мысль, которой вы хотите поделиться с человечеством

  2. запишите видео, на котором вы доносите мысль до человечества (Как писать? Ну тут масса вариантов… отдаем на откуп вашей компетенции :)

  3. посмотрите данное видео

Оцените качество данного видео по шкале от 1 до 10 :)

И это лишь просто видео - та самая дорогая компонента (причина #2), а ведь люди начинают придумывать анимацию, музыку, интерактивные сценарии (“которые запрограммирует каждый студент с улицы”) и т.п.

Поверьте - это не чисто наши абстрактные размышления на тему концепций организации цифрового обучения в компании и лоббирование нашего “игрового” подхода

В качестве примера - мы уже два года поддерживаем контакт по теме цифрового обучения сотрудников с крупной международной компанией. Контракт не заключили именно потому, что HR компании захотели именно “мультики”. Уже скоро второй год закончится, а “мультиков” так и нет

Другой пример - уже с внедрением “мультиков”. МЛМ-компания заказала разработку мобильного приложения-”мультика” для обучения участников пирамиды своему ассортименту. Результат:

  • полтора года работ (потерянных)

  • бюджет 3+ миллиона рублей (потерянных)

  • нулевая вовлеченность сотрудников - лишь единицы скачали / установили приложение

  • приобретение травмы / невроза руководством компании по теме “цифрового обучения”

В общем - при внедрении цифрового обучения в компании на 100% срабатывает логика стартапа

Цифровое обучение для компании - это внутренний стартап (новый проект):
  • Дело новое: принципиально новый и непонятный феномен, отличающийся от старых добрых лекций и семинаров

  • Дело очень технологичное: успех определяется наличием и квалифицированным использованием передовых технологий - как информационных, так и социальных

  • Дело очень рискованное: по сути это вывод полноценного цифрового продукта на цифровой рынок - в предельно высоко-конкурентную среду. Вероятность провала - 90%+




Резюмируем:

  1. в компаниях отсутствует компетенция по организации цифрового обучения сотрудников

  2. без данной компетенции сотрудники, которые берутся за организацию цифрового обучения, по умолчанию начинают думать / делать цифровое обучение в формате “мультиков” (горы анимации, графики, дорогого функционала и т.п.)

  3. цифровое обучение в формате “мультиков” - очень дорогой формат

  4. цифровое обучение в формате “мультиков” - крайне не эффективный формат с точки зрения отношения образовательного эффекта и затрат компании

p.s. Ксати - наш первый цифровой образовательный продукт - курс “Основы финансов” мы тоже сперва проектировали с акцентом на мультики - “наснимаем десятки часов видео-лекций, приправим мощной компьютерной анимацией”… даже звуки добавляли ))) , а потом посмотрим как пойдет …

p.p.s. Инсайты про нюанс нашего - “игрового” подхода - будет следующий материал

бизнес 1 кейс 2 обучение 7 практика 1 пример 2 теория 6