Моментальная обратная связь ученику - ключевая ценность, привносимая цифровыми технологиями в образование

Первая часть интервью с CEO Neuro Lab! Algorithms Дмитрием Марковым о теории и практике применения современных цифровых технологий в образовании: <<<<<<< Updated upstream <<<<<<< Updated upstream


NL!A EduAi CEO Дмитрий Марков

- Недавно Neuro Lab! Algortihms запустили бесплатный сервис EduQuiz для организации тестирования учеников через сотовые телефоны. Вопрос в лоб: а людям нужен такой сервис??

=======

Stashed changes


NL!A EduAi CEO Дмитрий Марков

- Недавно Neuro Lab! Algortihms запустили бесплатный сервис EduQuiz для организации тестирования учеников через сотовые телефоны. Вопрос в лоб: а людям нужен такой сервис??

<<<<<<< Updated upstream

>>>>>>> Stashed changes

Stashed changes - Нам - нужен. В нашей компании большинство сотрудников - практикующие преподаватели (НГУ). Все наши продукты, позволяющие повысить качество учебного процесса, мы, в первую очередь, делаем для себя и обкатываем в своей практике

До сих пор помню как первый раз проводили тестирование на паре в НГУ через нашего первого чат-бота: больше сотни студентов в аудитории с удовольствием работали через свои гаджеты - тысячи автоматически проверенных заданий в режиме реального времени и море позитива

В отличии от сложного чат-бота, наш новый сервис цифрового обучения EduQuiz - доступен всем желающим

- Но ведь большинство учителей и преподавателей против сотовых телефонов на уроках (занятиях)!? Ходят слухи, что телефоны хотят запретить в школах на законодательном уровне!

- Образование - мега-консервативная среда, конечно же. В этом плане да - мы бежим далеко впереди паровоза :)

Но если трезво взглянуть на ситуацию - люди уже рождаются с гаджетами… но вы хотите их запретить? Не самая разумная позиция

Даже если вы против гаджетов на уроках… но вне стен класса; аудитории - ученик все равно с ним (пройдитесь по коридору любой школы на перемене :)

Подавляющий объем внимания современных людей - в гаджете (речь не только про детей). И в этом плане идея: использовать гаджеты для решения образовательных задач - совсем не кажется безумной

- Допустим, учитель открылся этой идее - с чего ему начинать?

- В первую очередь нужно перестраивать свое мышление на новый лад - в идеале как можно скорее избавиться от инерции мышления.

Смартфон - это не просто электронная версия старой-доброй тетради и учебника, которая просто экономит бумагу

Смартфон - это функционал; иная культура работы с данными. Обучение через смартфон - это новая модель учебного процесса, в конце концов

- И какие ключевые особенности, которые надо принять учителям?

- Я бы назвал это так - “становиться более клиентоориентированным”…

- … звучит как-то кощунственно!

- Это кощунственно звучит для тех, кто телефоны запрещает :)

- Мысль предельна проста: каждый учитель (преподаватель) - любит и ценит внимание аудитории, это очевидно.

Но! Также очевидно, что 99% учителей проигрывают конкуренцию за внимание гаджетам учеников на временном отрезке 10 и более минут!!!

Я провожу тренинги по менеджменту на программах дополнительного образования - для взрослых. Типовая картина для этапа лекции - большинство участников - в гаджетах. И у меня нет возможности отобрать телефон, выставить из аудитории, вызвать родителей :))))

- Конечно, если рассматривать обучение взрослых, то обучение через телефон - звучит не так дико

- Как раз клиентоориентированно и звучит

Внимание ученика в гаджете - значит надо поступиться своим эго (внимание ученика на учителя) и “идти” туда

А когда вы туда “придете”, то вы откроете для себя волшебный функционал, способный кардинально изменить изменить работу преподавателя, сам учебный процесс

- О каких изменениях речь?

- Повышение производительности труда учителя, рост качества учебного процесса, гарантированное повышение уровня знаний, дополнительные позитивные эмоции у учеников

- А можно с последнего начать - про эмоции?

- Пожалуй, самая фундаментальная функция в цифровом обучении - способность выдавать моментальную обратную связь ученику Обобщенно обучение сводится к следующему циклу:

  1. Ученик запрашивает задачу

  2. Гаджет предоставляет задачу (моментально)

  3. Ученик решает задачу, вводит ответ

  4. Происходит моментальная проверка ответа и предоставляется обратная связь

  5. Ученик запрашивает следующую задачу

- Достаточно очевидная схема. А при чем здесь дополнительные эмоции?

Ключевой здесь пункт 4 - моментальная обратная связь (feedback)

Моментальная обратная связь запускает в мозгу ученика дополнительные химические реакции, которые приводят к выработке нейромедиаторов -дофамина (часть “системы вознаграждения”), серотонина (“гормон хорошего настроения”), адреналина и др.

При этом чем сложнее / комплекснее обратная связь (правильно / неправильно; пояснение к решению; начисляются баллы; отражается перемещение ученика в рейтинге и прочее) - тем больше удовольствия получает ученик

И далее уже запускается механизм “стимул-реакция” - ученик самостоятельно начинает запрашивать новые задачи; происходит то самое погружение в состояние потока - мечта любого учителя / преподавателя

- Но в “аналоговой” системе обучения ведь тоже дается обратная связь. В чем различие?

- Время, внимание, детали обратной связи

Вот у меня дочка сделала домашнее задание по математике - решила 5 задач на умножение дробей. Сдала тетрадку на проверку, когда она получит обратную связь от учителя?

- На следующий день, видимо

- Это в лучшем случае. А может получит обратную связь и через два-три дня

Даже в лучшем случае - обратная связь через сутки - это через 86.400 секунд. На 5 порядков больше, чем при цифровом формате обучения !!!


NL!A EduAi EduQuiz

- Интересная аргументация. Но может обратная связь от человека более качественная, чем от “бездушной машины”?

- Не согласен. Обратная связи через 86.4000 секунд после действия ученика - это уже весьма некачественная обратная связь

За такой промежуток времени ученик, скорей всего, может и забыть, что он там делал (уж в деталях точно) - за что ему двойку или пятерку поставили. Теряется связь в механизме “стимул-реакция” - оценка (как обратная связь на решение задачи) становится вещью самой в себе

Далее про качество обратной связи от человека: приведенный пример с домашним заданием моей дочери - решила пять задач в одном задании, а сколько оценок получит?

- Одну

- При этом некую интегральную, исходя из политики оценивания учителя

По каждой отдельно взятой задаче - обратной связи не будет

- Но если в задаче ошибка - учителя делают пометки в тетради

- Да, да! Красной ручкой

Все мы через это прошли, у всех этот образ глубоко в подсознании закрепился

А эти пометки, красной ручкой - они к позитивной или негативной обратной связи относятся?

- Раз указывают на ошибку, то, видимо, к негативной

- Вот именно. Открываешь тетрадь - а у тебя вся страница красным исчиркана. Тот еще стресс… или апатия

А за правильно решенную задачу “чиркать” не принято - позитивная обратная связь от учителя не идет

- Он ставит хорошую оценку - 4 или 5

- Мы это обсуждали. Учитель оценивает одну работу ученика - интегрально

Ученик решил 2 задачи верно, 3 - неверно, какую оценку он получит?

- Двойку, видимо

- Но ведь две задачи решены верно!!! Пускай в целом получит “два” за работу, но за 2 верных позитивной обратной связи уже не будет же!!!

- Почему то так не принято

- Я бы сказал иначе - это невозможно! Невозможно при массовом обучении

Индивидуально - я свою дочку хвалю за каждое верное действие. Массово же - такое невозможно. Один учитель не сможет индивидуально, системно, постоянно хвалить десятки учеников … да еще и в режиме реального вмемени

Это уже за гранью человеческих возможностей

- И тут на помощь человечеству приходит автоматизация?

- Конечно! Железный конь приходит на смену крестьянской лошадке!

Выдача обратной связи - это типовое рутинное действие, которое легко автоматизируется

Учитель единожды задал правила проверки задания и вознаграждения (обратной связи) - далее все происходит без его участия

- Но ведь не все ответы учеников можно проверять автоматически!

- Да! Как и у человека - у алгоритмов тоже есть пределы возможностей!

Результаты творческих работ, развернутые мысли - не могут быть проверены алгоритмами; это вотчина человека

Но, тем не менее, обратная связь по результатам проверки человеком все равно может быть автоматизирована

У нас есть пример: на онлайн-курсе “Основы финансов” около 5% заданий требуют от учеников написать ключевые тезисы - свое понимание изучаемого материала. Эти тезисы мы проверяем вручную: каждый тезис оценивается преподавателем от 0 до 10 баллов

Но после того как оценка выставлена - автоматически запускается механизм обратной связи: ученику высылается уведомление, заработанный балл суммируется в общую копилку ученика, происходит перерасчет (движение) в рейтинге всех учеников курса

Обратите внимание - поступает 3 вида обратной связи на решение одной задачи!!!

- Так. Давайте резюмировать первую часть нашей беседы

- Давайте, а то, что-то много уже материала получилось

- Тезис #1: эффективное использование цифровых технологий в образовании требует от учителя смены парадигмы мышления

- Совершенно верно. Нужно идти от решаемой задачи, а не от того, “что так учили столетиями”

- Тезис #2: нужно осознать, что цифровые технологии позволяют разрешить противоречия в текущих образовательных технологиях, связанные с пределами человеческих возможностей

- При этом в первую очередь речь идет не о контенте, а о функционале!

Речь не о том, что вместо чтения лекций я запишу видео и пусть все его смотрят - “учатся”

В первую очередь речь об автоматизации проверки задач, решаемых учениками: массовая моментальная проверка с выдачей комплексной обратной связи - именно в этом заключается педагогическая красота применения цифровых технологий в образовании

- Тезис #3: это случится не скоро :)

- Еще раз - в нашей практике это уже случилось

- И мы помогаем использовать наши технологии всем желающим.

Это уже происходит!

- Тогда вторая часть интервью будет уже о конкретных примерах и достижениях из вашей практики

- Согласен. С удовольствием поделюсь кейсами!

eduai 2 бизнес 1 кейс 2 обучение 10 практика 3 пример 2 теория 7