На фоне набранного объема по созданию образовательного контента для наших корпоративных клиентов мы решили поделиться тайным знанием о выявленных ключевых «доменах знаний» внутри компаний.

Как и во многих случаях в области бизнеса и менеджмента — русская культура несколько запаздывает в эволюции понятийного аппарата по отношению к «англоязычной» культуре. Как пример — слово «ценности» в нашей практике появилось значительно недавно; до сих пор большинство переводчиков/изданий интерпретируют «value» как «стоимость».

«Домен знаний» — в нашем обороте нет такого понятия.

«Домен знаний» («знаниевый домен?») — конкретное содержание одной из областей знаний.

Внимательный и вдумчивый философ сразу же возразит — «Зачем выпендриваться — внедрять и использовать лишнюю сущность «Домен знаний», чем плоха сущность «тема»?

«Тема» это ценный инструмент для литературных произведений.

Автор берет темы, исследует проблематику и раскрывает ее.

«Домен знаний» — это про конкретные прикладные знаний. Для ресторанов «Домены знаний»: меню бара, меню кухни, винное меню, этикет и много другое.

«Тему» — раскрывают. «Домен знаний» — наполняют.

Тема — экстравертная сущность. Домен знаний — интровертная сущность.

«Домен знаний» крайне полезен на практике тем, что у него есть границы.

Использование логики «домена знаний» существенным образом облегчает и ускоряет процесс переговоров с нашими клиентами. Называя конкретные домены знаний легко построить и нарисовать карту знаний конкретной компании, а на базе карты далее уже выстроить желаемую траекторию. Как показывает практика — без наличия карты разговор про построение обучения сотрудников сразу же начинает стартовать куда-то в космос, отдаляясь от конкретики.

Пример намеченных «доменов знаний» для сети ресторанов:

  • меню кухню
  • меню бара
  • винное меню
  • этикет
  • продажи
  • разрешение конфликтов
  • детское меню

Определившись с количеством и названием «доменов знаний» следующей итерацией является выяснение степени наполнения данных доменов. Собственно на этом этапе и раскрываются во всей красоте возможности современных технологий и наших образовательных алгоритмов. Например по одному из проектов при помощи алгоритмов мы сгенерили 400.000+ тестовых вопросов про 9 салатов для одного гриль-бара (под-домен «салаты» домена «меню кухни»). «Домен салаты» был наполнен достаточно плотно, что в свою очередь повысило интерес обучающихся, разнообразие вопросов, равно как и результативность обучения.

Следующая конструктивная итерация в процессе построения и согласования образовательной траектории компании — дифференциация выявленных «доменов знаний» компании через два критерия:

  • Домен «нужно знать» или «желательно знать»?
  • Домен наполнен конкретными или скорее общими знаниями?

В итоге получаем вот такую дорожную карту (образовательную траекторию)

домен знаний и образовательная траектория

домен знаний и образовательная траектория

Собственно пунктиром обозначен образ итоговой согласованной с клиентом образовательной траектории, которая выступает эдаким шамупром, на который впоследствии будут нанизываться вновь выявленные (возникшие) дополнительные «домены знаний» конкретной компании.

Осмысливая наш опыт «до и после домена знаний», мы с уверенностью можем заявить, что принятие и использование категории «домен знаний компании» значительно повысил скорость и качество переговоров с нашими клиентами на этапе составления образовательного контента для сотрудников компании.