Блог

Как алгоритмы управляют вашими эмоциями

За последний год заметил интересную особенность работы алгоритмов при выборе авиабилетов на разных агрегаторах. Особенно это касается международных рейсов. Начинаешь смотреть цены на какое-то направление и на следующий день цена повышается. Потом может откатываться, но потом снова повышается. Причем происходит это не очень явно и не линейно. Идет имитация биржевых колебаний с явным обозначением тренда на рост цены. Эмоциональный эффект от наблюдения такого процесса вполне ожидаем - надо брать, а то завтра будет дороже. Алгоритмы загоняют внимание человека в состояние "хватай мешки, вокзал отходит".



Разные эксперименты с анонимными режимами браузеров и сменой устройств показали, что эффект довольно стабильный. Алгоритмы меня засекают вполне устойчиво и формируют персональную устойчивую картинку роста цен на интересующие билеты. VPN ситуацию исправляет и позволяет обнулить историю поиска.



Данный пример показателен в плане трендов динамического ценообразования. Интернет поисковики уже давно создали для каждого из нас удобный инфо-пузырь. В нем мы находим ровно ту информацию, которую должны найти именно мы. По мнению поисковиков. И мы к этому уже привыкли. Персональная "забота" со стороны поисковых алгоритмов это уже вчерашний день. Далее следует персональный инфо пузырь с ценами. Причем не просто с ценами, а с динамикой этих цен. Ведь именно нужная динамика очень хорошо подталкивает к принятию нужного решения.



Такие алгоритмы работают тем лучше, чем больше информации о вас собрано. Интересы, предпочтения, потребительский профиль и пр. Подобная информация начинает обретать все большую цену, потому что затраты на ее покупку отбиваются повышением цены и соответственно ростом рентабельности продаж.



Далее возникают новые финансовые модели бизнесов, основной заработок которых основан на перепродаже данных. Условно говоря вам дают в аренду дорогой велосипед "бесплатно", но если вы заполните подробную анкету про себя. Для человека вроде мелочь и ничего страшного. Халява же. То что он в итоге заплатит десятикратную цену за этот "бесплатный" велосипед он не знает. Просто через несколько месяцев нужно было срочно лететь в отпуск, а тут цены как назло выросли. Персонально для него.



Давно уже стала избитой и банальной фраза "данные - это новая нефть". Интуитивно многим она отзывается, но фактически не понятно про что это. Пример с плавающим ценообразованием в интернет-торговле очень хорошо показывает, как данные конвертируются в дополнительную прибыль. Торговля на маркетплейсах и других интернет площадках все больше приобретает черты биржевой торговли. Успех на бирже во многом зависит от доступа к информации. В том числе инсайдерской. Поэтому и "данные - это новая нефть", что тот у кого есть доступ к данным и кто умеет с ними работать (особенно с большими данными), тот легко переигрывает конкурентов в цифровом пространстве интернет торговли. Процесс уже идет.