Neuro Lab! Algorithms

Математический способ мышления

Ключевые тезисы из выступления Германа Вейля
17.09.1940
1. “Функциональное мышление” - лозунг реформы преподавания математики в Германии в начале XX века

2. Самое важное для образованного человека - умение мыслить в терминах переменных и функций

3. Функция записывает зависимость одной переменной y от другой переменной x

4. Обобщенно функция - отображает одно множество (область значений переменного элемент x) - на другое (или тоже самое) множество

5. Понятие функции (или отображения) - одно из самых фундаментальных понятий математики

6. Виет способствовал введению адекватной алгебраической символики

7. Галилей превратил законы природы - в математическую функцию

8. Черты любой математической процедуры:
  • наличие переменных
  • представление переменных с помощью знаков
  • наличие функции

9. Время - есть независимая переменная

10. Принцип непрерывности - сформулирован Лейбницем

11. Покой - не противоположность движения, а - его предельный случай

12. Логика Аристотеля - переход от единичного к общему - за счет выявления общих абстрактных свойств и отбрасывание остальных (создание рода, класса, множества, категории)

13. П.12 - описательная классификация - ориентирована на реально существующие объекты

14. Идея функции господствует при формировании математических понятий

15. Функция порождает конкретную сущность (пример - эллипс - E(a, b, c))

16. Переход от конкретного эллипса к общему понятию (формуле функции) - не требует отбрасывания каких-либо специфических различий (vs п. 12)

17. Информация - есть действенное различие (Бейтсон. Разум и природа)

18. Общее понятие конкретной функции распространяется на все возможные, чем на все актуально существующие характеристики

19. Математика снискала дурную славу из-за разреженного воздуха абстракций

20. Вера в слова - должна быть поколеблена. Учиться мыслить - более конкретно и направленно

21. Слова - орудия опасные

22. Слова созданы для повседневной жизни

23. Магия слов - может приводить к тяжким последствиям (пример - экономические науки)

24. Мыслить конкретно

25. События локализованы в пространстве и времени

26. Активное будущее. Пассивное прошлое

27. Абстрагирование - замена интуитивных представлений на знаковую конструкцию

28. Определение высоты горы - замена геометрического понятия высоты - на динамический потенциал/энергию (конкретный динамический потенциал конкретной горы)

29. Слова “прошлое” и “будущее” - выражают причинную структура мира

30. Мыслить в терминах причинной структуры (VS временной структуры)

31. Чертеж - не более, чем наглядный образ (картинка)

32. Замена интуитивного чертежа - конструкцией, состоящей из одних знаков

33. Мир - четырехмерный континуум

34. Математик - обращается к абстракции. Переходит на язык знаков. Тут неспециалист перестает понимать его

35. Геометрическими, а потом и чисто символьными конструкциями - математика стряхивает оковы языка

36. Математика наших дней в сфере интеллектуального мира - более эффективна, чем современные языки в их жалком состоянии и даже музыка в своих областях (Андреас Шпайзер)

37. Магия знаковой конструкции

38. Предметы могут исчезнуть, но запись об их числе - сохранится

39. Записи позволяют обнаружить различие без прямого наблюдения (информация - есть действенное различие)

40. Мы привыкли к чудесам, творимыми числовой символикой, что перестали им удивляться

41. Мы порождаем открытую последовательность всех возможных чисел, начинающуюся с 1 или 0

42. Существующее проектируется на фундамент возможного (на многообразие возможного), развертывающееся путем итерации и простирающееся в бесконечность

43. Последнего числа - не существует!!!

44. Возможность “всегда увеличить на единицу” - лежит в основе математики

45. Полная индукция - утверждение справедливо для всех n

46. Умозаключение с помощью полной индукции. Чтобы доказать, что каждое n обладает некоторым свойством V - достаточно удостовериться в правильность двух вещей
  • 0 - обладает свойством V
  • n - обладает свойством V и n+1 также обладает свойством V

47. Концепция пространства - конструктивное задание всех возможных местоположений

48. Топологическая точка зрения - два континуума, получающиеся один из другого путем непрерывной деформации - совпадают (изоморфизм)

49. Окружность S можно разбить на бесконечное количество дуг - путем последовательного деления на 2 каждой дуги (генерация id-шников в двоичной логике)
50. Точка окружности однозначно определяется бесконечной двоичной дробью

51. Через подобное деление мы приходим к чисто символьному описанию процесса трансформации топологической схемы

52. Необходимо лишь придумать, как составить систематический каталог частей, возникающих при последовательных разбиениях

53. Такие фундаментальные понятия, как предел, сходимость и непрерывность - возникли в русле этой математической конструкции

54. Решающий ход математической абстракции - забудем, что означают символы. Математики имеют дело только с каталогом знаков

55. В связке “знак” - “означаемое”. Математики работают только со знаками

56. Заменяя точки пространства знаками - создается знаковая конструкция - топологическое пространство {So}

57. Детали - несущественны. Важно лишь то, что задана исходная символьная схема So - мы следуем абсолютно жестким правилам знакового конструирования

58. Идея итерации (встречается при построении последовательного ряда натуральных чисел) - и на этот раз играет решающую роль

59. Знаковая схема - как схема последовательных разбиений

60. Математиков интересует не применение схемы или каталога, а - схема сама по себе (лишенная неясности)

61. Проделанный путь - от многообразия к чистой символике - продиктован исключительно эвристическими соображениями
62. Такой же подход позволяет строить 1-, 2-, 3- …. n-мерные пространства

63. Для локализации событий (всех возможных “здесь-теперь”) допустимо воспользоваться некоторой 4-мерной схемой - физические величины изменяются в пространстве и времени

64. Наш мир - 4-мерный континуум

65. Специальная теория относительно рассматривает причинную структуру как нечто геометрическое, жесткое, заданное раз и навсегда

66. В общей теории относительности - эта структура обретает гибкость и зависимость от вещества - так же, как, например, электромагнитное поле

67. Анализ природы - расчленение явления на простые элементы, каждый из которых меняется в определенном диапазоне возможностей

68. Диапазон возможностей строится чисто комбинаторным образом из некоего чисто знакового материала

69. Количественный анализ природы

70. Мощь науки - в опоре на комбинацию априорных знаковых конструкций и систематического опыта (экспериментов; наблюдений)

71. Галилей: “величественную книгу природы может понять лишь тот, кто сначала научился постигать ее язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики, и знаки ее - треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без которых человек не смог бы понять в ней ни единого слова”

72. {So} и {To} - два топологических пространства. Существует непрерывные взаимооднозначные преобразования данных пространств друг на друга. Изоморфизм

73. Изоморфные картины приводят к одним и тем же результатам во всем, что касается наблюдаемых фактов. Это - принцип относительности в его наиболее общей форме

74. Последовательность натуральных чисел - продукт математического конструирования

75. Итерация - действие по созданию нового числа (частный случай итерации)

76. Умозаключения основываются на свидетельствах относительно совершенно ясного и понятного процесса, посредством которого порождаются натуральные числа, а не на каких-то принципах формальной логики, подобных силлогизму и пр.

77. Извлечение следствий - не есть дело конструктивно мыслящего математика

78. Логические выводы и суждения - не более чем аккомпанемент к его деятельности, к созданию конструкций

79. Пример - последовательный перебор целых чисел - 0, 1, 2… Четное - не четное - четное. Формулировка общего суждение теории чисел: “Каждое целое число либо четно, либо нечетно”

80. Помимо идеи итерации - постоянно используется отображение, или - функция

81. Пример функции, определяющей четность или нечетность числа:
P(0) = 0
P(n) = 1 (нечетное) если P(n-1) = 0
P(n) = 0 (четное) если P(n-1) = 1

82. Конструктивный метод в математике соперничает с неконструктивным методом - аксиоматическим

83. Для математика безразличен смысл слов (выражающих основные понятия)

84. Математику не интересует истинность аксиом, а лишь - их непротиворечивость

85. Идея 1870г.: Математика - наука, извлекающая следствия (Б.Пирс). Герман Вейль, считает, что это определение содержит скудную картину относительно подлинной природы математики

86. В основе топологии - должен лежать полный перечень аксиом, определяющих топологическую схему

87. Понятие группы - одно из простейших и наиболее фундаментальных понятий, задаваемых аксиоматически

88. Понятие группы - проникло во все разделы математики

89. Алгебра с полями и кольцами - от вершины до основания пронизана аксиоматическим духом

90. Математические исследования - смесь процедур: конструктивной и аксиоматической

91. Два подхода в математических исследованиях
  • Основная процедура - конструктивная, аксиоматическая - вспомогательная
  • Основная процедура - вспомогательная, конструктивная - вспомогательная

92. Математика - прежде всего конструкция. Аксиомы - лишь устанавливают границы областей значения переменных, которые участвуют в конструкции

93. В общей теории относительности - причинная структура - нечто гибкое (должна лишь удовлетворять некоторым аксиомам)

94. Выводимые законы природы - являются результатом теоретических построений с использованием переменных (гибких физических сущностей)

95. Релятивистская космология изучает топологическую структуру Вселенной в целом (открытая Вселенная или замкнутая и т.д.)

96. Топологическая схема ограничена лишь некоторыми аксиомами

97. Тополог извлекает из произвольных топологических схем численные характеристики или устанавливает между ними отношения общего рода - с помощью явной конструкции, в которой произвольные схемы - переменные

98. Аксиомы - служат для указания границ области значения переменных в явно построенных функциональных соотношениях

99. Аксиоматическая система не предполагает построения математических объектов

100. Расхождение между явной конструкцией и неявным аксиоматическим определением - затрагивает самые основы математики

101. Ради полноты физика проецирует то, что дано, на то, что могло бы быть

102. Последовательность целых чисел - конструкция, порожденная разумом; простейшая и самая прозрачная для конструктивного ума вещь

103. Несмотря на возраст - математика не страдает прогрессирующим склерозом, вызванным все возрастающей сложностью

104. Математика продолжает активно жить, питаясь живительными соками, которые извлекают ее глубокие корни из разума и природы