Как показывает практика - наличие противоречий не очень стимулирует развитие организаций. Наличие противоречий в организациях, равно как и в обыденной жизни - повседневная практика и реальность, на которую не принято остро реагировать. В конце концов люди как-то умеют договариваться за счет эмоций и уточнений сглаживать логические противоречия
Противоречия в управлении встречаются как на уровне устных коммуникаций (см. двойное послание), так и на уровне письменных формализаций “правил игры” в организации
Формализованные письменные “правила игры” встречаются в различных формах:
- закон
- политика
- приказ
- техническое задание
- должностная инструкция
- и многое много другое
Приведем и рассмотрим пример противоречивого “правила игры” в организации
Эффективные менеджеры организации издали следующий указ:
1. Каждый работник организации обеспечивается компьютером
2. Каждый работник должен и может перейти с поисковика Google на Yandex. В этом случае ответственность за компьютер несет сотрудник
3. В случае, если работник не желает самостоятельно перейти с Google на Yandex, то данная операция осуществляется системным администратором организации. В этом случае ответственность за компьютер несет системный администратор
4. Системный администратор работает только с компьютерами работников, указанных в п.3.
Казалось бы, вполне обычное положение, написанное стандартным бюрократическим (естественным) языком. Однако, в перечисленных четырех пунктах скрыто противоречие
Покажем, в чём заключается это противоречие
Пункт
1 положения распространяется
на всех работников организации. Значит, он распространяется и на сисадмина, т.е. у него естественно тоже есть компьютер
Пункты
2 и
3 говорят нам о том, что все работники организации фактически разбиваются на две категории:
- Категория А - сотрудники, которые переходят на Yandex самостоятельно
- Категория Б - сотрудники, которые для этих целей пользуются услугами сисадмина
При этом пункт 4 позволяет сделать вывод, что сисадмин обслуживает компьютеры только тех сотрудников, которые отнесены к Категории Б
Возникает вопрос,
к какой из двух категорий относится сам сисадмин и кто несет ответственность за его рабочий компьютер?
Возможны два варианта ответа:
1. Сисадмин попал в категорию А
2. Сисадмин попал в категорию Б
Если сисадмин принадлежит категории А, то он обслуживает (и несет ответственность) свой компьютер самостоятельно. Однако, сисадмин обслуживает компьютеры только тех сотрудников, которые отнесены к категории Б
Выходит, что сисадмин попадает в категорию Б
Противоречие
Если же сисадмин принадлежит категории Б, то он не обслуживает (и не несет ответственность) свой компьютер самостоятельно. В таком случае согласно положению, его компьютер должен обслуживать сисадмин
Значит, всё-таки сисадмин обслуживает себя сам, т.е. попадает в категорию А
Опять противоречие
Каждый из двух гипотетически возможных ответов на наш вопрос оказался
в действительности невозможным, поскольку содержит внутреннее противоречие
В целом же данный пример показывает, что внутреннее положение организации противоречиво, а причина возникновения этого противоречия кроется
в свойствах естественного языкаЕстественный язык является мощным инструментом, который позволяет создавать литературные шедевры талантливым творцам!
Однако в руках “эффективных менеджеров” естественный язык является, зачастую, инструментом, который они используют не во благо, а во вред организации. При этом даже на осознавая этого