Блог

Цифровая трансформация и выбивание долгов

У нашего крупного клиента возникла задача по оптимизации дебиторской задолженности. Оказанные услуги за которые деньги не приходят месяцами. Огромные просроченные суммы на контроле у начальства и по ним идет управление в "ручном" режиме. Менеджеры регулярно отчитываются о причинах проблем и когда ожидается их устранение. Но есть масса мелких неплатежей, каждый из которых начальство интересует мало. При этом итоговая сумма по этим неплатежам накапливается существенная, измеряемая десятками миллионов. Проблема "длинного хвоста".



Контроль исполнения по неплатежам осуществлялся через эксель. У каждого сотрудника был свой excel файл с таблицей неплатежей, в котором он отчитывался о проделанной работе и ожидаемых результатах. Но так как excel не защищен от подделки, то сотрудники быстро освоили как "взломать" этот отчет. Пишешь что-то вроде "клиент обещал заплатить 16 марта". При наступлении 16 марта стираешь запись в ячейке и вместо нее пишешь "клиент обещал заплатить 16 апреля". История изменений не хранится и в каждый момент времени excel-отчет выглядит логично. Придраться не к чему. Работа кипит, все заняты, результат так себе.



Перенесли данные по неплатежам на уровень базы данных. Сделали веб версию данного отчета в личном кабинете сотрудника. Он видит этот же список неплатежей и должен регулярно оставлять комментарий по проделанной работе. Чем больше зависшая сумма, тем чаще робот напоминает ему об этом долге. Каждый раз он должен освежить информацию об ожидаемых сроках погашения задолжности. В отличии от excel здесь отредактировать предыдущий отчет уже нельзя. Поэтому вместо того чтобы просто исправить "16 марта" на "16 апреля" менеджеру пришлось прилагать усилия для "выбивания" долгов.



В итоге сумма "длинного хвоста" мелких неплатежей сократилась на 80% буквально за пару месяцев без каких либо дополнительных усилий со стороны топ-менеджмента. Просто сформулировали бизнес правило и настроили робота контролировать его исполнение. Дальше уже работает психология человека при столкновении с занудой - легче что-то сделать, чем по много-много раз объяснять почему это не получается сделать.



Так и происходит цифровая трансформация - простые правила в бизнес-процессах и простые роботы, которые контролируют исполнение этих правил. В итоге из таких простых решений постепенно и эволюционно выстраиваются большие автоматизированные бизнес системы, в которых топ-менеджмент отслеживает работу через дэшборд в режиме реального времени

Читайте далее - Scrum и agile методы работы над проектами цифровизации: едим слона по частям