Тема цифровой трансформации из элемента хайповой повестки уже конвертировалась в одну из пяти Национальных целей развития России до 2030 года (указ президента РФ)Цифровая трансформация (или цифровизация) - это действительно крайне существенный феномен, составная часть протекающих вокруг нас процессов и изменений, в которые мы в той или иной степени вовлеченыЦифровизация - вполне конкретна. Каждый может ощутить ее на себе, если сфокусировать свое внимание и поставить такую задачуНапример - вчера я получил письмо от ГосУслуг с напоминанием и указанным дедлайном второго укола Спутником VНикаких прозвонов и обходов квартир фельдшерами - просто сработала проверка записи в базе данных: “дата первого укола + 21 день приближаются” = true --> выслать email пользователю c dmitry_markovПросто?Простейший функционал и логика!Но, как показывает практика, для бизнеса такое - сложно… Сложно для осознания, принятия и применения на практике - в своей бизнес-моделиНебольшое отступление:В этом моменте мне пришла в голову мысль из книги Генриха Альтшуллера - автора ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач):В мире существует два вида систем: - природные (горы, реки, леса)
- искусственные (страны, города, институты… созданные человеком)
Любая система - выполняет функцию (рассылка email’ов)Идеальная система: системы нет, а функция - выполняетсяЭто очень важная методологическая диалектика - абстрактного (озеро) и конкретного (утолить жажду здесь и сейчас этому конкретному человеку)Что мы видим, как активный участник процесса цифровизации бизнеса? Тотальное доминирование абстрактного над конкретным.Игнорирование конкретного со стороны бизнеса и конкретных людей - неумение сфокусироваться и работать над конкретикой, деталямиДа вы и сами с этим все сталкиваетесь регулярно - вот типовой уровень повестки и постановки задач цифровизации:“Что будем внедрять - 1С или SAP?”“Какую CRM выберем - Битрикс или АМО?”“У нас есть CRM и WMS-системы, но не хватает ERP и чат-бота в нашей архитектуре”Какая конкретика стоит за этими абстракциями? Данный вопрос не то что никому не интересен, зачастую - люди не обладают компетенциями для того, чтобы начать мыслительный процесс об этомТак - руководители попадают в ловушку цифрового базара, кишащего цыганами-маркетологами, продающих “легендарные it-продукты”При этом в 2021 году мы находимся в интересном моменте - российский бизнес накопил многолетний опыт использования цифровых продуктов в контексте своих бизнес-моделейБольшинство руководителей набили себе хороший объем шишек в процессе многочисленных попыток автоматизировать/цифровизировать свои процессы “легендарными it-продуктами”Боль есть у каждого управленцаПри этом, зачастую, управленец не может сформулировать - дать ответ на вопрос - что и где болит?Пример из нашей практики: Консалтинговая компания, ядром бизнес-модели которой является ведение длинных проектов, купила CRM-систему для контроля исполнения задачЭксплуатируя систему в течение года - руководство компании пришло к выводу, что CRM-система не заточена под логику управления проектами (логика диаграммы Ганта)Обратились к нам - мы разработали кастомную систему по управлению проектами (Гант), но на следующей итерации выяснилось, что руководству компании нужна система по управлению продажами (логика воронки продаж - CRM)Такая ситуация - типовая для подавляющего количества российских компанийВ компании есть боль, непонятно какая и где. Если руководство берется за лечение, то лечится методом тыкания пальцем в небоПереходим к хорошим новостямВ 2021 году мы видим, как все больше и больше крупных российских корпораций переводят свой процесс цифровизации на рельсы логики работы с технологическими брокерамиВсе продукты на цифровом базаре перепробованы, многие боли не решены - крупные компании по сути опустились на уровень собирательстваКлючевыми элементами/ролями процесса собирательства являются:- Функциональный заказчик с болью
- Технологический брокер (посредник)
- Носитель/владелец технологии (доктор)
Процесс собирательства выглядит следующим образом:- Функциональный заказчик формулируют свою бизнес проблему (боль, задачи)
- Формулируются гипотезы - как эту проблему можно решить
- Формулируются ожидания относительно того - насколько станет лучше жить с решенной проблемой (метрики, финансовые эффекты и др.)
- К процессу подключается технологический брокер (по сути - риэлтор)
- Во вселенную посылается клич - “Доктор - найдись!”
- Собираются разнообразные доктора
- Запускается процесс диалога с вовлечением всех участников (ФЗ, брокер, доктор)
- Формируется пул рецептов по лечению боли от всех докторов
- Технологический брокер и функциональный заказчик выбирают лучшие рецепты из предложенного (по их мнению/оценке)
- Носителем технологий оперативно создается новый цифровой продукт под конкретные нужды функционального заказчика
- Запускается локализованный процесс тестового лечения новым продуктом на 3 месяца (пилот со сформулированными метриками успеха/провала лечения)
- По прошествии тестового периода - 3 месяца использования нового цифрового продукта (окончание пилота) функциональный заказчик совместно с технолоcическим брокером подводят итог лечения/пилота
- Если результат попадает или превосходит ожидания - принимается решение о закупке и масштабировании использования нового цифрового продукта на всем бизнес-ландшафте компании (сшитый костюм на заказ пришелся в пору - можно носить)
Одна итерация цифровой трансформации законченаПодходит ли данная технология/методология для цифровизации малого и среднего бизнеса?Абсолютно! Ничего космического здесь нетКлючевыми факторами успешного собирательства нового цифрового продукта под свои нужды являются:- Наличие воли и интереса руководства/акционеров
- Наличие организационного ресурса - сотрудники (функциональные заказчики) должны быть вовлечены в проект
- Наличие посредника (технологического брокера) - умеющего понимать и разговаривать, как на языке заказчика - так и на языке носителя технологии
- Связь/контакт с носителями технологий
- Способность организовать процесс собирательства по перечисленным выше 13 пунктам
- Толерантность к риску - тонкий момент связанный с культурой (пилот может и не выстрелить)
Разберемся с абстракцией - технологический брокерНа практике данная сущность может приобретать следующие формы:- In-house ТехБрокер в крупных корпорациях (центры инноваций, цифровизации, трансформации и т.п.)
- Внешний посредник-институт - Акселераторы, консалтинговые компании (кстати, жизнь вынудила топовые консалтинговые компании идти именно по этому пути)
- ТехБрокер-методолог со стороны технологической компании (мы по такому пути эволюционировали)
- Независимый технологический эксперт с соответствующей репутацией, как в бизнес, так и в технологическом сообществе/среде
РезюмируемЦифровизация - вполне конкретна
При этом успешность процесса цифровизации во многом зависит от слаженности и скоординированности деятельности следующих ее участников:
- Функционального заказчика
- Технологического брокера
- Носителя/владельца технологии
Автор: Дмитрий Марков - Управляющий Партнер Neuro Lab! Algorithms, Директор Института цифровизации бизнеса Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства, Координатор технологической
Лаборатории data-driven менеджмента Экономического факультета НГУ
Читайте также по теме:
"О контексте цифровизации"