По мере развития информационных технологий развиваются и системы автоматизации управления организациями, отметим, например, наиболее известную отечественную платформу «1С: предприятие» по автоматизации управления и учета в компаниях разных отраслей
ЦифровизацияНовые возможности для совершенствования управления организациями и, как ожидается, для смены парадигмы управления связаны с цифровизацией
Широкое и емкое понятие цифровизации до сих пор не получило однозначного определения, часто говорят, что это переход на новый уровень автоматизации разнообразных процессов, внедрение цифровых технологий (и следует их перечисление), которое сопровождается реинжинирингом бизнес-процессов, появлением новых бизнес-моделей и т.д.
Видимо, кратко можно сказать, что
цифровизация – это отражение мира в цифровом видеЦифровые технологии, которые пришли на смену аналоговым технология, позволили:
- представить в цифровом формате любые данные – словесные, звуковые, визуальные и т.д.
- передавать цифровые данные без потерь и помех (проще, безопаснее), практически мгновенно
- обеспечить условно-бесплатный поиск данных по разным критериям (дата, номер события, наличие движущихся объектов и пр.)
- обеспечить одновременный доступ многих пользователей к текущей и сохраненной в архиве или облаке информации
Возможность оцифровать (перевести в цифровой формат) любые сведения означает, что с ними можно проводить разнообразные операции на компьютере: создавать базы данных, пересылать, сортировать, сравнивать, искать по любым заданным параметрам и т.д.
Однако первоначально в цифровой формат во второй половине 1990-х гг. переводят музыку, фото- и видео-, книги
В развитии современных цифровых и сопутствующих технологий наблюдается тренд
3Д:
- Демонетизация: удешевление технологий и устройств (например, сенсорные датчики подешевели в 250 раз за 5 лет), снижение стоимости доступа к интернету, open-source технологии
- Демократизация: широкая доступность технологий и устройств, улучшение и упрощение интерфейсов взаимодействия, увеличение покрытия сети интернет, развитие широкополосного доступа, облачных и иных технологий
- Дематериализация, виртуализация. Все больше устройств помещаются в смартфон – видеокамера, датчики шагов и т.д.
Удешевление и миниатюризация датчиков, передающих данные об объекте, привело к тому, что их стали устанавливать не только на промышленных объектах, но и в быту (концепция умного дома), в медицине и наблюдении за человеком (разнообразные носимые устройства), в сельском хозяйстве, на транспорте, везде, где генерируются данные. Рынок таких устройств М2М бурно развивался, наступила эпоха
интернета вещей – ситуации, когда количество подключенных к интернету разнообразных устройств превысило количество людей, использующих интернет (по оценкам, это произошло в 2007 г.)
Эти тренды в совокупности способствовали всеобщей цифровизации экономики и общества, формированию цифровой экономики
В сфере управления цифровые технологии стали развиваться позже, когда в первом десятилетии XXI века появились такие, казалось малосвязанные вещи как:
- смартфон (iPhone в 2007 г.)
- микросервисы (примерно 2010 г.)
Почему мы выделили именно эти аспекты?
Смартфон – это мобильный телефон с операционной системой, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера
По сути, смартфон, который есть практически у каждого работника российской компании, становится важным инструментом управления, причем управления
персонализированного. Смартфон можно использовать:
- для внутренних коммуникаций: передавать и получать сведения о планируемых мероприятиях, передавать задания и получать сведения об их исполнении
- для обучения персонала (тренажеры)
- для отражения достигнутых каждым сотрудником результатов деятельности, их сравнения с другими (внутренние рейтинги)
- в качестве дашборда для менеджеров для отображения важнейших показателей на их уровне управления
Микросервис – это автономный программный продукт, который реализуется и работает как малая независимая система, которая предоставляет доступ к своей внутренней логике и данным с помощью определенного интерфейса
В интернете есть сведения, что термин «микросервис» впервые обсуждался на семинаре по архитектуре программного обеспечения в 2011 г., хотя аналогичные идеи выдвигались раньше
С позиций управления важно, что микросервис разрабатывается под конкретные требования функционального заказчика (задачи), используют в качестве рабочего инструмента смартфоны сотрудников организации. Естественно, что микросервисы опираются на имеющиеся цифровые системы учета и хранения данных (1С, SAP, CRM и др.)
Сочетание микросервисов и смартфонов позволяет перейти к решению управленческих задач самого нижнего уровня,
задач оперативно-календарного планирования (ОКП), куда входят задачи производственной, складской, сбытовой логистики. Иногда используется понятие задачи «последней мили»
Задачи ОКП обычно не охвачены автоматизированными системами управления типа ERP в силу их специфики:
- они связаны с составлением расписаний, план-графиков движения деталей, узлов, автомобилей и пр., то есть привязаны к календарю (важен фактор времени)
- в этих задачах, как правило, есть 2 важных параметра – человек-исполнитель (швея, станочник, водитель и т.д.) и используемое оборудование
- исполнение этих задач подвержено воздействию ряда случайных факторов (отсутствие работника, поломка оборудования и др.) a ведется мониторинг состояния процессов и объектов и осуществляется процесс оперативного регулирования (диспетчирования)
- подходы к решению таких задач зависят от специфики деятельности компании, сложившейся практики управления
Задачи ОКП находятся в сфере ответственности линейных и функциональных менеджеров, которые «придумывают» собственные подходы к их решению
Хотя появляются специализированные программные продукты для автоматизации управления на этом уровне, например, MES-системы для автоматизации управления производственными операциями (для промышленного производства). Но эти продукты «отчуждены» от менеджеров, их надо внедрять со всеми вытекающими отсюда сложностями и проблемами
Концепция микросервисов с опорой на смартфоны позволяет вести
цифровизацию управления «снизу», сочетая ее с цифровизацией «сверху»
Мало кто задумывается, что
цифровизация снизу принципиально меняет подход к управлению и отличается от сложившихся ранее подходов к автоматизации управления
Попытаемся сформулировать эти отличия и изменения
Но вначале приведем пример, о котором рассказал глава компании «Русагро» – одного из крупнейших агрохолдингов страны. Склады, где хранится свекла, оборудованы датчиками температуры, влажности, углекислого газа, на основе обработки этих данных и метеосводок алгоритмически определяется из каких мест забирать сырье на переработку в первую очередь. Сообщение передается непосредственным исполнителям (что надо сделать) и их линейному руководителю, освобождая его от распределения работ по сотрудникам.
Это стало возможным в результате глубокого понимания процессов и их моделирования. Что в свою очередь ведет к возрастанию скорости передачи исполнителям управляющих воздействий (заданий) и получения отчета об исполнении → уменьшается время информационного запаздывания, процесс организации работы становится прозрачным (видимость ситуации без непосредственного наблюдения), происходит объективация ситуации с выдачей информации в реальном времени или по запросу, в требуемом разрезе показателей
Важно, что в процесс цифровизации вовлечен персонал, который через смартфон получает задание, отчитывается о его выполнении и также может видеть итоги своей работы (процент выполнения плана, рейтинг и иные показатели)
Итак, в чем специфика цифровизации
- Никто не может корректно поставить задачу цифровизации кроме менеджера. Он является заказчиком и пользователем, он должен непосредственно участвовать в разработке архитектуры решения своей проблемы. Нельзя перепоручить это ИТ-отделу компании или сторонним разработчикам. Также в этой сфере нет готовых коробочных программных продуктов (да простят нас маркетологи “готовых коробочных продуктов”)
- Цифровизация позволяет распространить принятие решений вглубь организации, вовлекая в этот процесс сотрудников, доверяя их мнению, что способствует повышению гибкости организации
- Вовлечение сотрудников в процесс цифровизации организуется путем обучения (в идеале – обмен знаниями), внутренних коммуникаций, игрофикации, предоставления оперативной информации о результатах их деятельности, а инструментом управления становится смартфон
- Цифровая культура поднимает неочевидный вопрос о языках! Хотя он находится на поверхности: люди коммуницируют на естественном языке (natural language), а компьютер “понимает” только 0 и 1 (двоичный код). Технические задания на разработку программного обеспечения пишутся на естественном языке - явным образом возникает потребность в языке-посреднике, переводчике с естественного языка на “машинный язык” (до языка программирования). Гипотеза о решении данной задачи будет изложена в Главе №5 данного Трактата
Что дает цифровизация менеджеру?
- видение реальной ситуации и организация управления по отклонениям (как с +, так и с минусом)
- вовлечение персонала в организацию работы с оценкой реального вклада каждого исполнителя, прозрачность системы мотивации и стимулирования
- возможность перейти от надзора за работой сотрудников – к анализу и планированию деятельности руководимой структуры
- при этом на менеджере лежит ответственность за качество и надежность цифровых сервисов, на основе которых он принимает управленческие решения
Итак, цифровизация управления открывает огромные возможности, но требует новых компетенций менеджеров и готовности к изменениям в системе управления
В этой главе рассмотрены тренды и описаны актуальные управленческие концепции для организаций
в целомВ следующей главе мы рассмотрим проблематику,
актуальную для каждой конкретной организации