Neuro Lab! Algorithms

Информационная модель организации

Конспект семинара Управляющего Партнера NL!A Дмитрия Маркова в Университете "Иннополис"
Поднимая тему цифровизации организации или процессов важно не упускать контекст

В первую очередь речь идет об осознанности и согласованности цели, ради достижения которой затеваются перемены

Далее - важно четко осознавать существующий контекст самой организации, состоящий из ключевых объектов и процессов (не только внутри организации, но и во внешней среде)
Каждая организация - уникальна!
Данные - первичны - они отражают факты, из которых соткана жизнь
«Мир состоит из фактов, а не вещей» (объект, предмет). Это означает, что мир состоит не из объектов, а из того, что с этими объектами случается, происходит т.е. из фактов. Соединение разных объектов и есть атомарный факт
Людвиг Витгенштейн
Один из ключевых управленческих вопросов - на каком качественном уровне находится инфраструктура по сбору, обработке и передаче данных о всех значимых фактах в организации (в контексте ключевых процессов)
Эволюция информационных технологий (железо, софт, инфраструктура) достигла той стадии, на которой даже небольшая организация может позволить себе создание и эксплуатацию системы, собирающей и работающей с данными в логике тех фактов, которые нужны всем заинтересованным лицам

Озвученная система не обязательно должна быть реализована в виде эксплуатации одного единственного программного продукта (волшебный черный ящик). Все большее распространение набирает микросервисный подход или - Микросервисная архитектура

Прежде чем разрабатывать или покупать какое-либо программное обеспечение - в организации должна наступить относительная ясность и согласованность в вопросе о данных (какие данные нужны? кому? зачем? по каким правилам их обрабатывать?)
Необходимо отрефлексировать ключевые факты и объекты управления в организации и сформулировать понимание, как их отразить в цифре (данные в цифровом формате)

Качество процесса и результата рефлексии во многом зависит от используемого языка участниками процесса
Новые опьяняющие возможности "цифры" повышают требования к процессу и результату начального проектирования целевой информационной системы

При этом, как показывает практика, единого языка и стандартов проектирования информационных систем - не существует
Требования и необходимость создания "Информационной модели здания" (BIM, building information model) - яркий практический пример смещения акцентов в рамках новой парадигмы проектирования в конкретной отрасли - строительство
Эра информационных моделей организаций - уже началась
Один из ключевых вопросов текущей повестки дня - не про наличие или отсутствие информационной модели в конкретной организации, а - про качество компетенций в сфере построения информационной модели (мир постоянно меняется)

Одни из ключевых составляющих общей информационной модели организации являются:
  1. Модель процессов
  2. Модель данных (объектов управления)
Как показывает практика - феномен "модели процессов" худо-бедно существует в массовом сознании и фигурирует в российской управленческой культуре
Модели BPM-схем - не являются нераспознаваемыми египетскими иероглифами со стороны большинства руководителей и аналитиков

Ключевая атомарная единица в модели процесса - действие или условие
А вот "модель данных" - является полностью диковинной концепцией для российской (и не только) управленческой практики и мысли. Для подтверждения данного тезиса - изучите любое техническое задание на разработку информационной системы (даже со стороны самого продвинутого заказчика) - модели данных вы там не найдете (изредка встречаются модели процессов)

Вместе с тем - "под капотом" любого программного обеспечения "сидит" модель данных (1С, SAP, Битрикс24 и др.)

Модель данных - это система, отражающая ключевые сущности (объекты управления), их атрибуты и связи

Модель данных - логическое отражение конкретной управленческой (жизненной) ситуации (системы), которая рассматривается как совокупность объектов (сущностей) и их связей

Каждый элемент модели данных - это "цифровая полка" (контейнер) для размещения (отражения; учета) ключевых фактов конкретной деятельности конкретной организации
Атомарная единица модели данных - полка для факта
Мало кто знает, но сказку "О рыбаке и рыбке" я создавал на основе модели данных. Коллегам из NL!A удалось найти мои тайные рукописи и восстановить эту модель данных (ссылка в Михайловское)
Александр Сергеевич Пушкин
Прежде чем перейти к методологии построения модели данных и процессов важно подсветить риски, которые возникают при игнорировании указанных моделей на этапе проектирования

Как и в любой проектной деятельности - ключевой риск-следствие низкого качества проектной документации - срыв проекта; существенное отклонение реальности от ожиданий (по сроку, бюджету, итоговому результату)

Модель данных и процессов разумно рассматривать как корневой фактор управления ожиданиями всех участников проекта цифровизации

Игнорирование же моделей на этапе проектирования - приводит к росту энтропии

Анти-пример из практики - Техническое задание на разработку информационной системы объемом 280 страниц, в котором словосочетание "база данных" встречается лишь два раза (в тезаурусе); модель данных - отсутствует; модель процессов - описано 4 частных процесса (из десятков)
В итоге получили очередную иллюстрацию тезиса об отсутствии единого языка проектирования информационных систем - 280-страничное техническое задание в режиме потока мысли описывает желаемое поведение будущей системы "Елена" антропоморфным языком ("Елена должна", "Елена будет" и т.п.)

Резюме по данном конкретному ТЗ - все 280 страниц нужно перекладывать с языка "Елена должна" на языки модели данных, процессов, машины состояний, UX и иные
Переходим к языкам "модели данных" и "модели процессов"

Возьмем конкретный пример-факт: моя Дочь собирается сдавать ОГЭ по информатике, а в нашем замечательном НГУ есть Высший колледж информатики, в котором есть актуальный для нее курс:
Кратко - процесс "трудоустройства" на курс происходил следующим образом:
  1. Изучение сайта и нахождение программы
  2. Звонок - переговоры с менеджером
  3. Заполнение договора (обсуждение по email)
  4. Оплата
  5. Получение паролей и явок для обучающегося

Ничего сложно

Теперь - переложим данную фактическую ситуацию на язык модели данных

Модель данных состоит из категорий-объектов (полок для размещения на них существенных фактов) и связей между ними
Информация - это различие
Проверьте себя: в представленной ниже модели данных (рисунок-схема) не хватает как минимум одного ключевого объекта (категории для фиксации факта), сможете "увидеть" какого?
Очень смахивает на настольную игру - не находите?

Обратите внимание на следующие различия:
  1. Описание ситуации антропоморфным языком у меня состояло из 5 пунктов (буллит-поинтов)
  2. Описание ситуации языком модели данных состоит из... одной картинки
  3. При этом в модели данных выделены 9 ключевых объектов управления (полок для учета фактов) - что более полно отражает ситуацию
  4. Картинка с моделью данных - не требует дополнительных письменных разъяснений традиционным языком для извлечения из нее смыслов (данные -- > информация --> знание)

P.S. У вас еще есть шанс найти пропущенный объект / сущность (полку для складирования значимого факта). Ответ под слайдом
В текущей конфигурации модели данных никоим образом невозможно учесть факты коммуникаций между заказчиком и менеджером - случился телефонный звонок, а также переписка по email'ам (что в конечном итоге привело к продвижению по воронке продаж - к заключению договора и оплате услуг)

Т.е. для учета факта коммуникаций (менеджер-заказчик) в модель данных необходимо добавить дополнительный объект (таблицу базы данных) "контакт с заказчиком" (рабочее название), в котором в последующем будет вестись учет фактов коммуникации (дата, время, участники, результат и пр.)

В итоге - полученная модель данных отражает логику CRM-решений
Кант давно уже говорил, что этот кусок мела содержит миллион потенциальных фактов (Tatsachen) , но лишь очень немногие станут подлинными фактами, воздействуя на поведение сущностей, способных реагировать на факты. Вместо кантовых Tatsachen я бы употребил слово различия и заметил бы, что количество потенциальных различий в этом меле бесконечно, но очень немногие из них станут эффективными различиями (т.е. единицами информации) в умственном процессе некоторой большей сущности. Информация состоит из действенных различий.
Грегори Бейтсон, "Разум и природа. Неизбежное единство", 1979г.
Далее нарисованная модель данных (хоть на ватмане) с легкостью перекладывается уже в решение, позволяющие проектировать боевые базы данных (разрабатывать цифровые решения)
Как показывает практика - также нарисованная модель данных является отличной диагностической картой для организации. После того как модель нарисована (спроектирована) диалог об управленческих проблемах в организации протекает на другом уровне качества, с большей эффективностью

В ответ на вопрос "где болит"? Руководители имеют возможность просто "ткнуть пальцем" в рентгеновский снимок организации
Коммуникация происходит на принципиально ином языке
В приведенном примере с трудоустройством на курс очевидное проблемное место - неэффективный обмен данными между заказчиком и менеджером (договор через email, отправка скана чека как доказательство оплаты и т.п.)

Для иллюстрация контраста между логикой и сутью моделей (данные VS процесс) - отразим пример с курсом - языком модели процесса (оригинал модели по ссылке)

Карта (модель) всего процесса выглядит следующим образом:
Детализация начала модели процесса (для понимания логики, без погружения в оригинал) - каждый элемент модели - это действие/событие (тоже факт) или условие ("все устраивает?")

Обратите внимание - язык модели процессов имеет строгую последовательность - в отличии от языка модели данных (важный нюанс!!!)
Модель процесса ВСЕГДА СЛОЖНЕЕ модели данных (см. количество элементов)
По мере наработки наших компетенций по проектированию информационных систем, наступая на грабли и набивая шишки, мы опытным путем пришли к тому, что модель данных - первична! (По отношению к модели процессов, равно как и в контексте создания информационной модели организации)

Качественно спроектированная модель данных организации - максимально близко, целостно и эффективно (минимум знаков) описывает конкретную уникальную управленческую ситуацию в организации

Спроектированная (нарисованная) модель данных становится новым языком (объектом и средством коммуникации) для обсуждения системы управления в организации, понимания сути ее деятельности, актуальных проблем и болей руководства; линейного персонала

Помимо того, что спроектированная (нарисованная) модель данных - уже становится самостоятельной ценностью для конкретной организации, также модель данных становится фундаментальным фактором успеха создания (или улучшения) будущей цифровой информационной системы управления организацией
В приложении к данному материалу приведены примеры различных моделей данных:
  1. Управление пансионатами для пожилых людей
  2. Управление каменным карьером
  3. Контроль рабочего времени сотрудников
  4. Управление сюрвеерами (осмотр продуктов в портах)
  5. Модель данных авиаперелетов
  6. Управление литейным производством
  7. Модель данных технологического ландшафта, с которым мы работаем
  8. Управление Студенчески городком НГУ
  9. Управление производством, сбытом и монтажом перил и ограждений (флипчарт + маркеры; автор неизвестен)
Закажите бесплатную консультацию по модели данных для вашей организации. Форма для обращения к нам - внизу страницы!
Закажите бесплатную консультацию по модели данных для вашей организации. С радостью и удовольствием поможем!