Ну вот, уважаемый читатель - мы с вами создали полноценную систему управленческого учета для конкретной парикмахерской, с конкретными клиентами, сотрудниками, реестром услуг и учетом фактов их оказания
Используя эту структурированную информацию любой управленец может уже извлекать из нее знания и смыслы под свои задачи
Например, нашей дружной аналитической команде удалось извлечь из нее следующие знания:
- Всего парикмахерская оказала услуг на 4.300 р.
- Больше всех “сгенерил” выручки сотрудник №6, который принес организации 3.000р. или 70% от всей выручки
- Сотрудник №1 - больше потратил в парикмахерской как клиент (1.900р.), нежели принес выручки, как сотрудник (1.300р.)
- Продажи услуг 4 и 7 показали примерно одинаковый финансовый вклад в итоговую выручку парикмахерской - 2.100 и 2.200 рублей соответственно
- Клиент 5 воспользовался услугами парикмахерской 4 раза
Предлагаем закончить на этом мастер-класс бизнес-аналитики восьмидесятого уровня и продвинуться дальше
Обобщим проделанные нами операции:
1. Мы провели
анализ конкретной ситуации. Выяснили, что имеем дело с парикмахерской
2. Создали и наполнили
универсум парикмахерской, состоящий из четырех множеств (предикатов)
- Сотрудники - 2 штуки
- Клиенты - 3 штуки
- Виды услуг - 2 штуки
- Фактически оказанные услуги - 20 штук
3. Поставили 5 управленческих
задач4. Успешно нашли ответы на поставленные вопросы -
решили поставленные задачи благодаря наличию универсума в системе управленческого учета организации
По сути, мы точь в точь воспроизвели алгоритм решения задачи методом математической логики первого порядка
Также обращаем внимание на тот факт, что
универсум нашей с вами парикмахерской упакован в цифровом виде и представлен в виде таблицы (не естественный язык)
Не можем удержаться и не отметить, что каждая запись о факте оказания услуги - есть предикат, причем - пятиместный:
serviceProvision(id, staff_id, client_id, service_id, price)
Только благодаря такому
представлению и структурированию данных мы имеем возможность производить операции и вычисления с ними, результаты которых затем мы использовали в формулировках ответов на естественном языке
Наличие
бесшовного универсума управленческих данных (все связано со всем) - есть
идеальный цифровой мир управленческого учета в организации
При этом конструирование идеального цифрового мира состоит из
простейшей и элементарной операции:
Если в цифровом мире пока нет возможности отразить то, что присутствует в мире реальном, - просто создается одна новая дополнительная “полочка” (кружок фломастером; множество в модели данных; предикат в универсуме)
Конкретный практический пример данной операции - мы создали “полочку” для учета фактов оказания услуг (serviceProvision)
При этом важно понимать, что количество “полочек” не ограничено ни физически, ни логически
Как, с точки зрения математики, не существует последнего натурального числа (всегда можно прибавить +1), так и с точки зрения логики - не может быть последнего крайнего множества - всегда можно добавить еще одно (если есть потребность)
Наша практика разработки бесшовных систем управленческого учета показывает:
- простейшие системы управленческого учета состоят примерно из 10-15 таблиц/множеств (универсум из 10-15 предикатов)
- относительно сложные комплексные системы состоят из 30-70 таблиц/множеств
В следующей Главе мы с вами на практике разработаем “боевую” систему управленческого учета для нашей парикмахерской
Под “боевой” системой мы понимаем наличие полноценной реляционной базы данных (связный универсум таблиц с данными), а также веб-интерфейсы для работы с данными
В заключении считаем важным отметить и прокомментировать реалии управленческого учета, которые наблюдаются практически в каждой российской организации
Как только управленец сталкивается с ситуацией - “в реальности происходит что-то значимое, но это нигде не учитывается” - он
создает новый эксельСам факт создания нового экселя в организации не является преступлением
Однако, важно осознавать и отдавать себе отчет в том, что один “эксель” - это по сути, отдельная система управленческого учета, практически никак не связанная с другими “экселями” в организации
Бесконтрольное размножение “экселей” в организации - источник потенциальных значимых управленческих проблем, связанных с работой с данными
В заключении приведем пример с описанием ситуации в одной из логистических компаний, в которой система управленческого учета состояла из двух продуктов 1С, а также из
шестидесяти трех экселейВ данной ситуации директору организации зачастую требовалось несколько дней, чтобы вычислить нужные показатели деятельности компании, которые по факту нужны были ему “еще вчера”
P.S. Кейс будет добавлен в Главу по мере готовности
Итак, уважаемый читатель, мы с вами разобрались с нюансами такой важной для управления организацией темой, как управленческий учет. В частности “на коленке” создали простейшую систему управленческого учета для парикмахерской, которая “проросла” у нас из кругов Эйлера
В следующей Главе мы создадим не только обещанную “боевую” систему управленческого учета, но и полноценного
цифрового двойника нашей организации,
работающего со всеми сотрудниками организации